20 июня 2019
На современном этапе правового, экономического и социального развития общественных отношений положение наших граждан на потребительском рынке, защита их прав во взаимоотношениях с предпринимателями возведены руководством страны на уровень национальной системы и важнейших государственных приоритетов. Основным законом, регулирующим права потребителей и механизм реализации этих прав, является Закон Российской Федерации № 2300-I от 07.02.1992 «О защите прав потребителей». Указанным законом закреплены права потребителя на: получение от продавца (исполнителя) товара (услуг, работ) надлежащего качества, соответствующего договору и пригодного для использования в соответствии с целями приобретения; возможность использования товара по назначению и привлечения продавца к ответственности за существенные недостатки товара, обнаруженные в срок службы либо гарантийный срок; безопасность товара для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации; получение необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах. возможность оплаты товаров с использованием системы платежных карт, если у продавца (исполнителя) выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей; обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Государственная защита изложенных прав потребителя обеспечивается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), куда граждане могут обратиться для восстановления своих нарушенных прав. Для эффективной защиты прав наших граждан и предупреждения дальнейших нарушений Роспотребнадзор наделен полномочиями по привлечению к административной ответственности правонарушителей по статьям 14.4 (Продажа товаров, выполнение работ, услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных требований закона), 14.5 (Продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение контрольно-кассовой техники), 14.7 (Обман потребителя) и т.д. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), которыми предусмотрена ответственность предпринимателей вплоть до конфискации имущества либо приостановления деятельности. Кроме этого, для восстановления своих прав в указанной области граждане имеют право обратиться напрямую в органы прокуратуры Российской Федерации и суды, где им будет оказана квалифицированная юридическая защита. Таким образом, в настоящее время вопросы обеспечения населения качественными, безопасными товарами (работами, услугами), защита их интересов во взаимоотношениях с предпринимательским сообществом находятся на особом стратегическим контроле государства, центральное место в котором занимает потребитель.